Новое на форуме
  • Голосование в конкурсе Золотая осень завершено
  • Поздравляем победителей!
  • 1 место фото - Евочка. Осенняя прогулка!
  • Второе место - Осенние приключения Аёси.
  • Третье место разделили 2 фотографии - Золотая тишина и Золотая медаль осени.
    Женский чат

    Зарегистрируйтесь и войдите, чтобы поболтать в чате!
    Load More
*Devochk@*

Пост

Рекомендуемые сообщения

*Devochk@*   
*Devochk@*

В этой теме можно делиться информацией о том, где и когда Рождественским постом будет проводиться таинство Соборования.

 

На Подворье троице-Сергиевой Лавры в Москве Рождественским постом, 8 и 22 декабря 2008 года, в понедельник, а также 2 января 2009 года, в пятницу в 14:30, будет совершаться Таинство Елеосвящения (Соборования)

 

Запись производится за свечным ящиком

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
*Devochk@*   
*Devochk@*

Рождественский пост

С 28 ноября по 6 января.

 

До 19 декабря:

понедельник- горячая без масла

вторник- рыба

среда- сухоядение

четверг- рыба

пятница- сухоядение

суббота- рыба

воскресенье- рыба

 

20 декабря - 1 января

понедельник- горячая без масла

вторник- горячая с маслом

среда- сухоядение

четверг- горячая с маслом

пятница- сухоядение

суббота- рыба

воскресенье- рыба

 

2-6 января

понедельник- сухоядение

вторник- горячая без масла

среда- сухоядение

четверг- горячая без масла

пятница- сухоядение

суббота- горячая с маслом

воскресенье- горячая с маслом

 

Благодатного Вам поста!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
*Devochk@*   
*Devochk@*

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 

Общие понятия. Период Великого Поста и Пасхи является самым светлым, красивым, назидательным, поучительным и трогательным временем в православном календаре. Эти дни начинаются с Прощенным Воскресеньем, когда мы у всех просим прощенье и всех прощаем. Этот период полон молитв, служб, духовных и телесных подвигов и завершается торжеством «Воскресения Христова» - Пасхой. А Великий Пост это время исправления, духовного и телесного подвига, а Пасха это православное торжество, торжество правой веры.

 

Итак, Великий Пост это время подготовления к самому большому празднику, празднику Святой Пасхи. К этому великому событию мы подготавливаемся духовно и телесно. Духовная подготовка состоит из уделения больше времени домашней молитве и исповеди, посещению богослужений, духовному чтению, добрым делам, удалению от всего греховного, усиленному соблюдению Заповедей Закона Божия и исправлению своих греховных привычек. Телесная подготовка состоит из того что мы едим только постную пищу и не едим скоромную (не постную). Во время Великого Поста все говеют, исповедоваются и причащаются минимум один раз.

 

Части Великого Поста. Великий Пост делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на четыре части:

Четыредесятница, 40 дней (пон., 02 мар. 2009 - пят., 11 апр. 2009)

Лазарева Суббота, 1 день (суб., 11 апр. 2009)

Вход Господень в Иерусалим, 1 день (вос., 12 апр. 2009)

Страстная Неделя, 6 дней (пон., 13 апр. 2009 - суб., 18 апр 2009)

 

Четыредесятница. Четыредестница напоминает нам о 40-а днях которые Иисус Христос провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще, молитвой и борьбой с нашей греховностью[*]. Этот период не траурный и облачения в церкви бывают не черные, а бордо или фиолетовые.

[*] Западные христиане считают грехами, в основном, только нарушение заповедей. Православное понимание греха гораздо шире. Все люди считаются грешниками кроме Господа Иисуса Христа. Так как грех является разрушительным поведением, то исключение его из нашей жизни приносит мир, тишину, любовь и спокойствие.

 

Страстная «Седмица». Страстная седмица (неделя) это последняя неделя Великого Поста. Эта неделя (точнее 6 дней) посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Этот период траурный и поэтому облачения в церкви бывают черные. Все дни Страстной Седмицы называется Великими: Великий Понедельник, Великий Вторник и т. д.

 

Определение даты Пасхи. Пасха (православная пасхалия) определяется по правилу которое было установлено на Первом Вселенском Соборе (325 г), в городе Никее. По этому правилу Пасха бывает в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния и после иудейской Пасхи. Постановления (каноны) Вселенских Соборов нельзя менять.

 

Римская Церковь в 1054 году отделилась от Православной Церкви. С тех времен они произвели много изменений. Одно из них было введение так называемого «нового календаря». За Римской Церковью последовали и протестанты. Из за этого у них бывает, что иудейская Пасха бывает после их Пасхи, что является нарушением постановления Первого Вселенского Собора в 325 г.

 

Православные христиане и западные смотрят на пост по разному. Православные христиане и западные смотрят на пост по разному. Западные христиане потеряли древнее понятие о посте, и о духовном и нравственном самовоспитании, то есть о борьбе с нашей греховностью. Они считают этот период, периодом усиленной молитвы и жертвой Богу; в виде отказа от какой-то любимой привычки. Православный пост гораздо глубже и шире. Это время усиленного духовного и нравственного подвига, очищения и самовоспитания которые совмещаются с телесным постом.

 

Молитва святого Ефрема Сирина. Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(Земной поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.

(Земной поклон).

Ей, Господи Царю,

даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

(Земной поклон).

Боже, очисти мя грешного,

(12 раз и столько же поясных поклонов).

 

(Потом повторить всю молитву):

Господи и Владыко живота ....... во веки веков, аминь.

(и один земной поклон).

 

 

Святых 40 Мучеников Севастийских. Существует старый народный обычай, в день Святых 40 Мучеников Севастийских (9/22 марта) печь булочки в виде птичек-жаворонков, а в середине поста (в 2009 г. 12/25-го марта) в среду в виде крестов «кресты».

 

Как поститься. Очень сложно составить один пост для монахов и духовенства, а другой для мирян, с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т. п. Поэтому в Православной Церкви - очень мудро - в правилах поста дается только максимум, один и тот же пост для всех. Нет разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян. При этом нужно помнить что все мы немощные и что к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то что нам не по силам. Поэтому миряне, в большинстве случаев как то себе облегчают пост. Итак, к правилам поста нужно стремиться но выполнение их зависит от наших сил и обстоятельств. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут себе облегчить пост, а больные и дети могут поститься еще более легким постом. Например, в русских школах дети постились только в первую неделю поста и в страстную седмицу. (Вспомним как поступают бегуны, они же не сразу пускаются в марафонский бег, а подготавливаются к нему постепенно и долго).

 

Итак, во время поста нельзя мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день.

По праздникам которые совпадают с постом, пост становится менее строгим. Например по субботам и воскресеньям позволяется постное масло и вино, в Лазареву субботу можно икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим позволяется рыба.

Первые четыре дня Великого Поста, а также вся Страстная Седмица, очень строгие. Самый строгий пост в Великую Пятницу; ничего нельзя есть.

 

В молитвах говорится «поститесь постом приятным». Это нам говорит что нужно устроить себе такую программу поста, которая нам будет приятна, духовно приятна. Так же само как утреняя зарядка или бег приятен, так же само и телесный пост должен быть приятен. Мы как бы принимаем духовный душ и духовно подтягиваемся. Но нужно знать наши силы и не поститься слишком много или слишком мало. В первом случае мы можем пасть в разочарование или уныние, а в другом случае мы не достигнем нужного духовного и телесного напряжения, то есть подвига. Если мы начнем исполнять правила которые нам не по силам, то мы можем этим принести много вреда и своему телу и своей душе. Тоже самое происходит с бегуном который взялся за бег который ему не по силам. Но где упрощать пост, в его строгости или в его длинне? Архимандрит Спиридон (Ефимов, г.Пало-Алто, штат Калифорния, †1984 г.) считал что лучше сокращать в длинне. Лучше поститься меньше времени, но соблюдать все правила, чем поститься больше времени, и не соблюдать все правила.

 

Начало Постной Триоди. Великому Посту предшествует три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту.

 

Первая подготовительная неделя. Во время первой подготовительной недели нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу. В воскресенье первой триоди читается из Евангелия «О фарисее и мытаре» (Луки 18:10-14). Эта притча задает тон на весь пост. Она нас учит как мы должны подойти к посту: смиренно, с покаянием и без гордыни. Только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему.

 

Вторая подготовительная неделя. Во время второй подготовительмой недели среда и пятница постные. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие «О блудном сыне» (Луки 15:11-32). В этой притче Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Церковь зовет нас вернуться к Нему.

 

Третья подготовительная неделя. Третья подготовительная неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» или по народному «Масляница». В эту неделю среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения. В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелия о Страшном Суде (Матфея 25:31-46). Этим чтением Церковь напоминает нам что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию напоминая что за все грехи нам придется отвечать.

 

Прощенное Воскресенье. Воскресенье перед началом Великого Поста называется «Прощенным Воскресеньем». На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Матфея 6:14-21) где говорится о том что нужно прощать, о посте, и о собирании небесных сокровищ. В этот день мы просим у друг друга прощение. Это первый шаг на пути к Великому Посту. Вечером, после вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться. В некоторых церквах постная вечерня служится сразу после литургии.

 

Четыредесятница.

 

Первая неделя Великого Поста. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.

 

Торжество православия. «Торжество православия» празднуется в первое воскресенье во время Великого Поста. Этот праздник посвящен воспоминанию о победе православных на 7-ом Вселенском соборе.

 

Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее (787 г) и был собран против так называемых иконоборцев. Это был последний Вселенский собор. Иконоборческая ересь появилась 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре. Так как он хотел привлечь магометан - которые не имели икон - к христианству, то он начал постепенно гонение на икон и иконопочитателей. На этом соборе была отвергнута иконоборческая ересь.

После Седьмого Вселенского Собора иконоборчество снова возникло и около 25 лет еще волновало церковь. Почитание икон было окончательно установлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842-ом году. На этом Соборе, установлен праздник Православия, который совершается в Православной Церкви в первое воскресенье Великого Поста.

Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом на аналоях (высокие столики для икон), храмовые иконы.

 

Лазарева суббота. (Иоанна 11:1-57;12:9-11)

Близ Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жил Лазарь с двумя сестрами: Марфой и Марией. Господь любил Лазаря и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Иисусу Христу: «Господи, тот, кого Ты любишь, болен». Иисус ответил: «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Прошло два дня. Иисус сказал ученикам Своим: «Лазарь, друг наш, умер», и пошел с ними в Вифанию.

Марфа встретила Иисуса Христа и сказала Ему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе». Господь ответил ей: «воскреснет брат твой. Пришла и Мария с родственниками и знакомыми, пала к ногам Иисуса Христа и также говорила: «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Видя их печаль, Иисус Христос Сам прослезился. Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус Христос повелел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему: «Господи! уже смердит, потому что четыре дня, как он во гробе». Иисус Христос возвел очи к небу и, помолившись, громко воззвал: «Лазарь, выйди вон!» Умерший вышел из гроба, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано платком. Многие из иудеев, видевшие это чудо, уверовали в Иисуса Христа.

 

Лазарева суббота приходится во время Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим. В Лазареву субботу разрешается икра, елей и вино.

 

Вход Господень в Иерусалим (Матфея 21:1-17).

За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос отправился из Вифании в Иерусалим. На половине дороги, по его просьбе, ученики привели к нему ослицу с осленком, чтобы Ему ехать на них. Они покрыли их своими одеждами и Иисус Христос сел и поехал в Иерусалим.

И когда Он ехал, множество народа вышло навстречу из Иерусалима. Одни снимали с себя одежду и постилали по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках или бросали по дороге и все громко восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в Вышних!» Особенно дети усердно и радостно приветствовали Спасителя и даже в храме кричали Ему: «Осанна Сыну Давидову!»

 

Вход Господень в Иерусалим (тоже называется Вербное Воскресенье) празднуется в воскресенье, за неделю до Пасхи, между Лазаревой субботой и Страстной седмицей. На этот праздник разрешается рыба, елей и вино.

 

Страстная седмица.

 

Великий Четверг. В Великий Четверг вечером служится утреня Великой Пятницы. На этой службе читаются «12 Евангелий», то-есть 12 частей из четырех Евангелий в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием. Во время чтения Евангелий, все стоят с зажженными свечами, а колокол звонит число которое соответствует читаемому Евангелию. Итак читаются следующие «Евангелия»:

1-е Евангелие: От Иоанна 13:31-18:01

2-е Евангелие: От Иоанна 18:01-28

3-е Евангелие: От Матфея 26:57-75

4-е Евангелие: От Иоанна 18:28-19:16

5-е Евангелие: От Матфея 27:03-32

6-е Евангелие: От Марка 15:16-32

7-е Евангелие: От Матфея 27:34-54

8-е Евангелие: От Луки 23:32-49

9-е Евангелие: От Иоанна 19:25-37

10-е Евангелие: От Марка 15:43-47

11-е Евангелие: От Иоанна 19:38-42

12-е Евангелие: От Матфея 27:62-66

 

После 8-го Евангелия читается Канон, потом поется умилительный «Ексапостиларий». В нем вспоминается как Иисус Христос, простил разбойника который был распят вместе с ним, потому что в последнюю минуту перед смертью он покаялся. Это песнопение поется раз в году. Обыкновенно начинает петь соло, потом поет трио, а потом хор - все поется три раза. К этому трогательному моменту, хор подготавляется, а молящиеся с нетерпением ожидают что же это им приготовил на этот раз их любимый регент. Во время этого пения у молящихся часто видны слезы умиления:

«Разбойника благоразумнаго

во единем часе раеви сподобил еси Господи:

и мене древом крестным просвети и спаси мя.»

Богослужение состоит из ектений, песнопений и самое главное из чтений 12-ти Евангелий. Во время чтения, молящиеся стоят с зажженными свечами и следят по своим Евангелиям (маленького формата) за текстом который читает священник. Это богослужение может быть понятно и для не говорящих по-русски так как они могут следить по Евангелию на своем языке.

После богослужения все подходят к Распятию и сделав три земных поклона, лобызают его и уходят из церкви. Существует обычай отнести с собой свечу с пламенем (с которым вы простояли всю службу) из церкви и на пороге дверей в свою квартиру, наверху начертать дымом от огня крест. Для этого конечно нужно приготовить какой-нибудь закрытый от ветра фонарик, который будет безопасно нести домой.

 

Великая Пятница. Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его. Служится вечерня в один час дня, в час Его смерти на кресте. Плащаница, которая изображает тело Иисуса Христа, выносится из алтаря, на середину храма. Вечером бывает вторая служба с крестным ходом. Это день строгого поста когда ничего нельзя есть. Кому это трудно, то они ничего не едят и не пьют до выноса плащаницы, а после выноса едят только хлеб и воду.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наташа77   
Наташа77

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

А.С.Пушкин

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наташа77   
Наташа77

А какой умилительный в Великую Пятницу читается канон после выноса Плащаницы - Плач Пресвятой Богородицы. Какой кондак после 6-й песни!! Я всегда почти плачу... В Кондаке говорится о том, как Матерь Божия, увидев своего Сына, которого вели на казнь, подошла к Нему и стала спрашивать - куда ты идешь, Сын мой? Или брак опять где-то , куда тебя позвали? Мне подождать тебя? Не проходи молча.... Простите, что своими словами, просто это всегда так ..... впечатляет...

 

А еще, когда в Великую Пятницу служится Погребение Спасителя, на 12 антифоне поется удивительный тропарь

 

Днесь висит на древе, иже на водах землю повесивый,

венцем от терния облагается, иже ангелов Царь,

в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки;

заушение прият, иже во Иордане свободивый Адама;

гвоздьми пригвоздився - Жених Церковный;

копием прободеся - Сын Девы.

Покланяемся Стрстем Твоим , Христе.

Покланяемся Страстем Твоим Христе.

Покланяемся Страстем Твоим, Христе.

Покажи нам и Славное Твое Воскресение.

 

Вообще в песнопениях Великого Поста и в подготовительных службах очень много есть мест, способных перевернуть все...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Fleita   
Fleita

Девочки, а кто из вас постится в Великий пост? и как строго?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наташа77   
Наташа77

Мы всегда соблюдаем все посты. В Великий строго (без масла растит.) только 1-ю, последнюю и в среду-пятницу. А так - с маслом, грибами, и т.д. Но без рыбы. Дети наши постятся только день перед Причастием. Сама я в этом году поститься не буду - супруг не благословил. Только первую неделю (планирую причаститься в воскресенье) и в последнюю. А так - нет, нельзя беременным.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Fleita   
Fleita

Наташа77

Мы всегда соблюдаем все посты. В Великий строго (без масла растит.) только 1-ю, последнюю и в среду-пятницу. А так - с маслом, грибами, и т.д. Но без рыбы. Дети наши постятся только день перед Причастием. Сама я в этом году поститься не буду - супруг не благословил. Только первую неделю (планирую причаститься в воскресенье) и в последнюю. А так - нет, нельзя беременным.
А у ваш супруг священно служитель?

А впервую неделю нельзя грибы?

Дело в том, что мы едим масло растительное, потому как вся семья болеет ща с темпой гриппом. И после поста мы планируем расширение семьи :angry:

 

А с какого возраста ваши дети стали поститься?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наташа77   
Наташа77

Грибы конечно можно лопать и в 1-ю неделю, и в последующие. Мне кажется, вашей семье лучше не напрягаться в плане еды. Грипп - это не шутки. Необходим куриный бульон. Как мой муж говорит всегда - для болных людей болезнь - это и есть пост. Пост для людей здоровых. Можно ведь есть масло, молоко, немного мяса (ну не объедаться, конечно) и поститься делами, мыслями, т.е. не телом поститься тогда уж , а духом.

Наши дети не держат многодневные посты. (Да и в школе ведь приходится завтракать и обедать) Лет с 5,5 стали причащаться натощак (так как уже понимали, для чего надо не завтракать). А сейчас, как я уже писала, постятся день перед Причастием, ну и ограничения в мультфильмах-фильмах- комп.играх.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Fleita   
Fleita

Наташа спасибо за такой развернутый ответ! Мы хоть и ходим в храм, но многого не знаем.

Насчет еды... Нас это не напрягает. Мы и без поста часто практикуем такое питание.

 

Много еще вопросов, я их можно на страничке буду задавать?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наташа77   
Наташа77

Конечно задавай вопросы. Если что, и у мужа спрошу.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Zabava   
Zabava

Наташа77 вы пишите что супруг не благословил. А как это?

На сколько я знаю кормящим можно не поститься. Это правда?

Причаститься по воскресеньям-это значит на службу идти ничего не кушая. Так ведь? Или я что-то не правильно пишу?

И расскажите пожалуйста как после родов с ребеночком идити в церковь. Я незнаю как правильно это называется.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наташа77   
Наташа77

Супруг не благословил - ну значит не разрешил, не одобрил. Да, кормящие мамочки тоже не постятся - откуда ж тогда молоко будет, если не будет в рационе молока , мяса, творога и т.д.

Причащаются всегда натощак (это терпимо). Маленькие дети естественно от этого освобождаются .

 

А после родов мамочка с ребеночком приходит через 40 дней (на практике - когда закончатся послеродовые выделения) для Воцерковления. Священник читает молитву над мамочкой , и она снова может принимать участие в жизни и Таинствах Церкви.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Zabava   
Zabava

Наташа77 спасибо вам. Во время того, когда над мамой читают молитву, где находится ребенок? Я имею в виду на руках или с папой?

Это ведь только мальчиков заводят за алтарь?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Наташа77   
Наташа77

Кажется, ребенок у мамы на руках (точно не помню, простите). А в Алтарь вносят только мальчиков.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Юле4ка   
Юле4ка

А мне всегда была интересно что за Алтарем и почему туда носят только мальчиков? может мне кто нибудь ответить, спасибо

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
History   
History

ib299.jpg

 

 

Успенский пост. По длительности он краткий, но по строгости подобен Великому посту. Продолжается две недели - с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница - сухоядение (Чаще всего на трапезе в такие дни: хлеб, соль и вода, а также сырые овощи и фрукты, сухие фрукты (изюм, курага, инжир, финики и т.д.), мёд, различные орехи.). Вторник, четверг - горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ferne   
Ferne
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

В этом году как раз среда.

Интересно, а кто-нибудь собирается поститься?

 

Народ более-менее массово постится в Великий пост, а в другие - мало кто.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ferne   
Ferne

Есть такое произведение русской литературы "Лето Господне" И.С. Шмелёва, там первые главы посвящены Великому посту, ожиданию Пасхи и самой Пасхе. (так же там присутствует описание и всех других православных праздников и Благовещание, и Крещение, и Рождество и т. д. )

Там очень интересно почитать, как раньше, до революции, воспринимался людьми пост, как менялся образ жизни людей, как пропитывал всю их жизнь без остатка, как менялось даже мировосприятие в пост.

Фактически это детские воспоминания автора, он пишет от свое лица - семилетнего мальчика.

Здесь привожу отрывок. А здесь текст книги полностью.

 

Иван Шмелёв. Лето Господне

 

 

Праздники

 

 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 

ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК

 

 

Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель.

Капает за окном - как плачет. Старый наш плотник - "филенщик" Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет - заплачет. Вот и заплакала - кап... кап... кап... Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник "масленицы" - игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, - пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж "душа начнется", - Горкин вчера рассказывал, - "душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться.

- Косого ко мне позвать! - слышу я крик отца, сердитый.

Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, - редко кричит отец. Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был прощеный день. И Василь-Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках - "всех прощаю!". Почему же кричит отец?

Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, - священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный... - так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надомной колышет.

- Вставай, милок, не нежься... - ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. - Где она у тебя тут, масленица-жирнуха... мы ее выгоним. Пришел Пост - отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут - "душе моя, душе моя" - заслушаешься.

Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсемособенный, - тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, - чистый сегодня понедельник! - только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так "по закону надо". И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, "для молитвы". Сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой. Такие - угодники бывают. А лицо розовое, как у херувима, от чистоты. Я знаю, что он насушил себе черных сухариков с солью, и весь пост будет с ними пить чай - "за сахар".

- А почему папаша сердитый... на Василь-Василича так?

- А, грехи... - со вздохом говорит Горкин. - Тяжело тоже переламываться, теперь все строго, пост. Ну, и сердются. А ты держись, про душу думай. Такое время, все равно как последние дни пришли... по закону-то! Читай - "Господи-Владыко живота моего". Вот и будет весело. И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву.

 

 

В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко", и я напеваю за ним, чудесное:

 

И свято-е... Воскресе-ние Твое

Сла-а-вим!

 

Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов. И видится мне, за вереницею дней Поста, - Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста.

Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет... где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом - другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь - "такое, как душа расстается с телом". Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет - "увы мне, окаянная я!" Так и в ифимонах теперь читается.

- Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни... по-мни!.. - поокивает он так славно.

В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест - по-мни.. по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется - постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты серые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина, - "Красавица на пиру", - закрыта простынею.

Преосвященный так посоветовал. Покачал головой печально и прошептал: "греховная и соблазнительная картинка!" Но отцу очень нравится - такой шик! Закрыта и печатная картинка, которую отец называет почему-то - "прянишниковская", как старый дьячок пляшет, а старуха его метлой колотит. Эта очень понравилась преосвященному, смеялся даже. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься - и сломаешь ногу. От "масленицы" нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, - великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой (сушёные персики - Ferne), горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки,"кресты" на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а...великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая "рязань"... а "грешники" (гречники - Ferne), с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем на "постный рынок", где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не

был... Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

- Пост, не смей! Погоди, вот сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, Сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна - Б о г.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Leona   
Leona

Я увидела, что здесь есть только теме о конкретных постах, предпраздничных, но нет темы о посте вообще, ведь поститься можно не только перед праздниками.

Информация взята из Википедии.

 

 

В христианстве постформа религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост — ограничение в пище; душевный пост — ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост — борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

 

Самое главное — нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, — учит святитель Иоанн Златоуст, — есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост — не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

 

Наиболее строгие посты в православии и в исламе, в католицизме и англиканстве их число незначительно. Наиболее древним и распространённым обычаем является пятничное соблюдение поста, о котором упоминают уже Климент Александрийский и Тертуллиан.

 

Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения:

 

* Покаяние. Практика покаяния с постом известна ещё с ветхозаветных времён. Так, царь Давид постился после того, как пророк Нафан обличил его в грехе (2Цар.12). Ниневитяне наложили на себя строгий пост после проповеди пророка Ионы (Ион.3).

* Прошение. Существовала практика поста ради прошения Бога о чём-то. Так, книга Деяний сообщает (Деян.27), что путешественники, попав в бурю, постились (как христиане, так и язычники), причём это описано как совершенно очевидная вещь, не требующая особых пояснений.

* Как частный случай предыдущего пункта можно отметить пост просвещаемых и за них. В древней Церкви крещение новых членов Церкви было не частной требой, а делом всей общины (впрочем, такая же практика сейчас и в Католической Церкви, при крещении взрослых людей). Крещение совершалось обычно на великие праздники, в первую очередь — на Пасху. За какое-то время до крещения просвещаемые постились. Молились за них и постились и члены Церкви. Это считается одним из оснований, на котором возник потом Великий пост.

* Иисус Христос постился в пустыне 40 дней. Ещё одним основанием для 40-дневного Великого поста явилось подражание в этом Иисусу. Церковь справедливо рассудила, что если безгрешный Христос счёл нужным поститься, тем более это нужно грешным членам Церкви.

* Пост в дни скорби. Этот тип поста также известен с давних времён. Уже в Дидахи, раннехристианском произведении I века, говорится о посте в среду и пятницу всего года, как днях, связанных с крестными страданиями Спасителя. С течением времени восточная Церковь удержала оба этих постных дня; в Римско-католической практике остался один день — пятница. Особо строгим постом выделяется Великая Пятница, как день, в который Христос претерпел крестные муки. В Православной Церкви к числу дней поста относятся также Воздвижение Креста Господня (ещё одно воспоминание крестных мук Спасителя) и Усекновение главы Иоанна Крестителя.

* Аскетический пост. Ещё одно из значений поста — аскетическое, т. е., пост ради очищения от страстей, умения сдерживать свои плотские желания и т. д.

* Пост перед праздниками. Существовал также обычай поститься накануне великих праздников, чтобы этим лучше подготовиться к встрече праздника.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Leona   
Leona

Пост в католицизме

 

Католический пост имеет два вида: воздержание от употребления мясных продуктов («воздержание», «абстиненция») и ограничение приёмов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две более лёгких («пост»).

 

Первый вид предписывается Церковью в пятницы всего года, кроме случаев, когда на пятницу приходится праздник в ранге Торжества (хотя на практике многие ограничивают соблюдение этого поста лишь периодами Великого поста и, иногда, Адвента).

 

Другой вид соблюдается в Пепельную среду и в Страстную пятницу.

 

Возрастные ограничения для поста первого рода — от 14 лет до конца жизни, для поста второго рода — от 21 года до 59 лет, при этом при различных причинах могут быть также диспенсации, то есть послабления или вообще освобождения от соблюдений. Одновременно римский «Миссал» подтверждает существующий в некоторых религиях запрет на половые отношения в постные дни: «Тот, кто посредством телесного поста подавляет порок, облагораживает ум и стяжает добродетели и награды». Современные католики в соблюдении постов руководствуются апостольской конституцией «Paenitemini», обнародованной папой Павлом VI 17 февраля 1966 г., согласно которой сорокадневный Великий пост (40 дней, не считая воскресений) является периодом покаяния, a местные епископские конференции могут менять сроки постов и формы их соблюдения, где это обусловлено необходимостью.

 

 

Пост в лютеранстве

 

Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост, который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако лютеранские посты "мясоедны", поскольку они не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Leona   
Leona

Другие Восточные христианские Церкви

 

У коптов есть 7 больших постов, важнейшие — это 46-дневный предрождественский («Пост Девы», считается, что Дева Мария именно такое время постилась перед рождением Иисуса), Великий и Апостольский. B XIV в. Ибн-Сиба описал традицию предрождественского поста: «Пост перед Рождеством Христовым вот от чего происходит: когда Владычица наша, Матерь Света, после благовещения полноты спасения уже семь с половиной месяцев носила во чреве, плотник Иосиф и другие люди попрекали Её постоянно тем, что Она утверждала, что Она Дева, а ведь была беременна. Поскольку Она постоянно была обвиняема, то начала поститься полтора месяца, плача и скорбя из-за этих оскорблений». Помимо этого, копты постятся еженедельно в среду и пятницу — такой пост состоит в воздержании от вкушения мяса и молочных продуктов. В некоторые дни запрещается есть рыбу.

 

В Западносирийской Церкви, как и в Восточносирийской, есть посвящённый Деве Марии рождественский пост Суббарг. У маронитов, помимо Великого поста и его преддверия, есть также рождественский пост Суборо, а перед Успением есть 14-дневный пост. В Халдейской Церкви Успение предваряет 5-дневный пост, а у несториан — 7-дневный. Много постов в Эфиопской Церкви. Кроме еженедельного поста по средам и пятницам, есть Великий Пост перед Пасхой, Рождественский, Апостольский (перед праздником святых Петра и Павла) и Успенский посты.

 

Подвиги поста (аскезы)

 

* Иисус Христос постился (ничего не ел) 40 дней во время его искушения в пустыне

* Святой Иоанн Постник, патриарх Константинопольский «шесть дней не вкушал никакой пищи, в седьмой же — вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства».

* Святой Северин «Сорокадневные посты соблюдал, подкрепляясь пищей только раз в неделю, и тем не менее лицо его всегда сияло тихой радостью»

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Leona   
Leona

Пост в иудаизме

 

 

В иудаизме имеется несколько постов. Наиболее известный — Йом Кипур (День Искупления), когда Галаха запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение маслами и супружескую близость. Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (Тиша бе-Ав) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов.

 

Пост Девятого Ава предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино.

 

Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Перед Пуримом отмечается пост Эстер в память о событиях, описанных в книге Эстер (Есфири), а перед Песахом существует, так называемый, пост первенцев. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звёзд.

 

Существует также ряд необязательных постов, например в канун новомесячий, 3 дня понедельник-четверг-понедельних в месяц после праздников Песаха и Суккот.

 

В Талмуде содержится много рассказов о постах. Например р. Цадок постился 40 лет, чтобы Иерусалим не был разрушен. Мар бар Рав Аши постился круглый год, кроме нескольких дней и т. д.

 

 

Пост в исламе

 

 

Пост (по араб.الصوم «ас-саум») в исламе бывает 2 видов: Обязательный в месяце «Рамадан» (установленный по шариату в 624 г., вошёл в число обязательных канонов) и рекомендуемый.

 

Мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран — верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены — одеяние для вас, а вы — одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (2:183-187).

 

В период поста мусульмане ежедневно от восхода солнца и до его заката отказываются от приёма пищи, питья, курения и пр. Но специфика поста в исламе заключается в том, что ограничивает не состав пищи, а время её принятия (как и в раннем христианстве). При нарушении поста во время «Рамадана» верующий должен покаяться и соблюсти пост позже. Если же он увидел вкушающего человека, не соблюдающего пост, то тот должен ему напомнить. В то же время не одобряется плавание, так как можно проглотить воду. Шариат запрещает также половые отношения постящимся (в дневное время).

 

Рекомендательными постами являются:

 

* каждый понедельник и четверг;

* 13, 14 и 15 числа каждого лунного месяца (дни полнолуний);

* первые десять дней месяца «зуль-Хиджа»;

* 9,10,11 или 9-10 или 10-11 числа месяца «Мухаррам»;

* 6 дней месяца «Шавваль»;

* 9-е число «зуль-Хиджа»;

 

Есть много вещей, считающиеся нечистыми, а потому нарушающие соблюдение постов, в том числе менструация («хайд»), послеродовое кровотечение («нифас»), рвота и кровопускание. Принятие лекарств, таблеток, инъекции (кроме необходимых для планового лечения, типа пенициллина или инсулина) и даже переливание крови рассматриваются формально как еда.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
*Devochk@*   
*Devochk@*

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ

с 28 ноября по 6 января

 

Рождественский пост предшествует празднику Рождества Христова и продолжается сорок дней. Он называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти святого апостола Филиппа. Этот пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и воздержанием. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, - такие же, что и в Петров пост. Понятно, что во время поста не благословляется мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и в дни великих святых, если они приходятся на вторник или четверг. Разумеется, для детей, старых и больных людей, беременных и кормящих женщин правила поста ослабляются. Пост для человека, а не человек для поста.

 

Как был установлен Рождественский пост

 

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что "сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. - Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься... от 15 дня ноября". Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

 

Зачем установлен Рождественский пост

 

Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: "Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий". По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. "Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным". По словам Симеона Фессалоникийского, "пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти". Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

 

Когда начали праздновать Рождество Христово

 

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца" (desembri). Там же сказано: "День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру". Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский. В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит. Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова. С того времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова. Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин.Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

 

Как питаться в Рождественский пост

 

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов - "все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен [то есть еды, пищи. - Ред.], не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов". Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. От 20 декабря до 25 декабря (старого стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно. "Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды", - заповедует Святая Церковь. Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства от сознания того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: "Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти


  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.