Перейти к контенту
ЖЕНСКИЙ ФОРУМ

Что рисует ваш ребенок?


Марьяшик

Рекомендуемые сообщения

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Давайте попробуем расшифровать, что же хочет нам поведать наш ребенок. Рисунки ваших деток приветствуются))

 

«Эволюция» юного живописца

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

 

Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

 

Детали зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

 

Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет. К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

 

Продолжение следует...

 

Материал от психолога Ольги Новиковой

Ссылка на сообщение

Анализ по… собственным ощущениям

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный», «спокойный» – «неспокойный», «упорядоченный» – «беспорядочный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный», «тяжелый» – «легкий». Это поможет более точно воспринять состояние ребенка.

 

Возможно, подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к актуальному состоянию ребенка. Например, некоторые негативные определения. Негармоничный, – - неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей. Беспорядочный – хаотичный по расположению на листе. Грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

 

При большом количестве негативных оценок можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует. Эмоциональные переживания малыша обычно ярки и кратковременны, но они оказывают значительное влияние на всю его ближайшую деятельность, в том числе и на творческую.

 

Продолжение следует...

Ссылка на сообщение

Поняла из статьи,что нам ещё рано оценивать рисунки))))

Но мы обычно рисуем луну,а сейчас просит меня,чтобы я мишек ей рисовала,человечки у нас маленькие закарлючки))))

Ссылка на сообщение

Лёличка

Можно смотреть на цвет карандаша в вашем возрасте , какой выбирает ребенок и на плавность линий....

vika_c , пожалуйста))

 

 

Домашняя иерархия

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то . К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей.

 

Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами. Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни».

 

Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

 

Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

 

 

Продолжение следует...

Ссылка на сообщение

Да, нам ,наверное, рановато...

 

Сама дочка рисует солнышко. Еще рисует что-то и говорит - мама. немного похоже - голова, глазки пытается нарисовать, носик, но еще совсем не то получается... платье, ручки, ножки)

 

Всегда просит нарисовать в этой последовательности - маму, папу, Вову (дедушка с усами))), Улю, солнышко, облака, машину, автобус.

 

Если рисуем красками, то цвет выбирает - зеленый.

Ссылка на сообщение

S&A

Значит всё интересное у вас еще впереди)))

 

Toninka

У вас уже иерархия смотрю сформировалась))) про цвет я попозже напишу.

 

Оценка «манеры письма»

 

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно—если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха.

 

Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек.

 

Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе.

 

Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

 

Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.

 

 

Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы.

 

Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

 

Палитра – зеркало души?

 

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья.

 

Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций.

 

Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние.

 

Каждый из цветов имеет собственное символическое значение:

 

 

темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;

 

зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;

 

красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

 

желтый – положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

 

фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

 

коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

 

черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

 

серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

 

От теории к практике

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

Ссылка на сообщение

Примеры анализа конкретных рисунков:

 

 

Детский рисунок 1

 

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

 

det_ris1.jpg

 

Возрастной критерий

 

В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность.

 

Эмоциональная характеристика

 

Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный.

 

Особенности изображения семьи

 

Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага».

 

«Манера письма»

 

Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают».

 

Палитра

 

Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности.

 

Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Ссылка на сообщение

Жаль, что тема сходится только к общей информации , а я бы могла рассказать о вашем ребенке , при помощи рисунка....Но я не гордая , подожду, я не психолог, я просто мама - которая Очень много знает т о рисунках ;)

Ссылка на сообщение

Начну я)))))

Этот рисунок пальчиковыми,она просто однотонно закрашивала,а с ледующий раз добавила синего цвета:

713e44f6cc80t.jpg

Акварель:

2b5509541afat.jpg

Фломастерами,дерево и солнце с моей помощью нарисованы(коричневые круги-это мишка,а салатовые карлючки-человеки):

8c76983845aft.jpg

bf26bd0c562ft.jpg3b8f404b7a94t.jpg4f56aa614f6ft.jpg32428ca36a71t.jpg

Этот рисунок,она закрашивала всё,чтоя ей нарисовала:

04879cccf0a6t.jpg

Так, мы, раскрашиваем в раскраске)))):

0be237f046adt.jpgc0e8ac55883at.jpg13b240e0efb8t.jpg3d60d47fd98at.jpg

Это всё!))))

Ссылка на сообщение

Лёль, я вредничаю))))))

Могу так на вскидку сказать, что ребенок ОЧЕНЬ активный, в нем столько страстей - и черный цвет , в данном контексте это не признак агрессивности, это много-много бушующих эмоций. У неё очень хорошее чувство "равновесия" . Подробней - это посидеть надо))))

Ссылка на сообщение

Ой, девочки,совсем позабыла о теме... кака((

 

Toninka

Тонечка, а у тебя девочка очень лаконичная, спокойная в целом, отдельные рисунки - это её настроение, можешь понаблюдать- не за закорючками, а за цветом - на 3 (зеленый -черный) она была явно чем то растроена -рисунок вялый , перетекающий....

На предпоследней - у неё наоборот было много событий, эмоций смотри какое буйство оттенков, для её манеры рисовать- это не свойственно...

Ссылка на сообщение
ой. как вы по многу рисунков выкладываете! я тоже несколько подберу. Марин, можно?

 

Олесь,о чем разговор, мне очень интересно (правильно ли я поняла ребенка ) и смотреть и сам процесс познания, скучаю я все таки по школе....

Ссылка на сообщение
Марьяш,у нас эээ ...все не просто? Да? :lol:

 

Нет,не просто. Первая и последняя работа - очень впечатляет. Гуашь дело не очень простое ... Но она у тебя очень гармоничная, просто неуёмная. У неё нет выброса энергии, она не нашла себя (если можно так сказать о 4 летнем ребенке) В ней кипят страсти о которых ты даже не догадываешься.....По её работам она четко представляет как всё должно быть.... С внутренним миром у неё все в порядке.

 

Лирическое отступление: у меня был мальчик(ученик) , он как наволтузит гуашью,жирно так,смачно, иногда как будто не в тему получалось,но возьмешь его работу и радуешься, он так гармонично все смешивал (скорее интуитивно) и тему отражал.... У таких детей внутренне чутье....

 

Васька твоя из таких...

Ссылка на сообщение

Статья очень интересная и нужная! Спасибо!

Мои, правда, уже не дошколята.

Я тоже как-то интуитивно всегда в рисунки своих детей вглядывалась, хоть тоже не психолог.

У Ани всегда радость была в них, а у Паши какие-то философские цвета (синий, фиолетовый).

Раньше было много черного, он у нас и болел тогда тяжело, сейчас заметно посветлели рисунки.

Марина, а по рисункам в Paint можно что-то определить?

У меня Паша прошлый год там любил рисовать, они есть.

Изменено пользователем Sofia
Ссылка на сообщение
Марина, а по рисункам в Paint можно что-то определить?

 

Наташ, вряд ли....((((

Паинт уже предоставляет гамму цветов ,блокируя творчество самого ребенка. А тут важно нажатие кисти (сильно или слабо),выбор цветов и их смешивание, карандашей . Должен быть естественный материал.

______________________________________________________________________________

Почему?!

Вот понаблюдайте за ребенком, за собой.....

Вы рассержены!

Что вы делаете?

Предполагаю : мечитесь по комнате, или хаотично ходите ,крутите ответы в голове или куда то бежите (действуете)

Ребенок свои эмоции выражает в рисовании,он не умеет еще формулировать мысли свои и чувства,а сказать хочет .. Он малякает на стенах,

на листах , красками, губной помадой, кремом для обуви....

Это его ответ.....

Ссылка на сообщение
Паинт уже предоставляет гамму цветов ,блокируя творчество самого ребенка. А тут важно нажатие кисти (сильно или слабо),

выбор цветов и их смешивание, карандашей . Должен быть естественный материал.

Ясно, я согласна :242:

Ссылка на сообщение
Toninka

Тонечка, а у тебя девочка очень лаконичная, спокойная в целом, отдельные рисунки - это её настроение, можешь понаблюдать- не за закорючками, а за цветом - на 3 (зеленый -черный) она была явно чем то растроена -рисунок вялый , перетекающий....

На предпоследней - у неё наоборот было много событий, эмоций смотри какое буйство оттенков, для её манеры рисовать- это не свойственно...

Да, Марьяш! Девочка наша спокойная! ты права

 

В поледнее время ей не нравится рисовать красками, все больше фломастерами. А рисует сейчас в основном маму, то есть меня)

Ссылка на сообщение

Пока рисует метелицу, т.е.сплошную абстракцию.

Меня беспокоит цвет красок, которыми рисует- очень часто выбирает черную. Т.е.почти всегда...

Волнуюсь.

Ссылка на сообщение

Мои детишки любят яркие цвета и кружочки-палочки))) Старшая уже целые пейзажи выводит)

А вот недавно общались с соседкой, у неё развод был пару месяцев назад. Так вот сын рисует чёрно-серо-синим.. Я не психолог но это не есть хорошо, пожалуй.. Может кто сталкивался с подобной ситуацией? Что посоветовать можно?

Ссылка на сообщение

Пока рисует метелицу, т.е.сплошную абстракцию.

Меня беспокоит цвет красок, которыми рисует- очень часто выбирает черную. Т.е.почти всегда...

Волнуюсь.

 

У Егорки также было в общем-то. Я тоже беспокоилась. Но потом вычитала, что черный цвет часто выбирается детьми именно из-за его интернсивности - она как будто самый главный из свех цветов (это если глазами ребенка)

Сейчас статью уже не найду, но суть примерно такая. Постепенно, чем больше рисовали вместе - тем более разнообразным становился выбор цвета

 

А вот недавно общались с соседкой, у неё развод был пару месяцев назад. Так вот сын рисует чёрно-серо-синим.. Я не психолог но это не есть хорошо, пожалуй.. Может кто сталкивался с подобной ситуацией? Что посоветовать можно?

 

Про выбор цвета (в первую очередь черного) только что писала. Но если есть психотравмирующая ситуация то конечно на выбор "мрачных" цветов стоит обратить внимание. Но тут мне кажется виртуальными советами не очень-то поможешь. Нужно психолога искать

Ссылка на сообщение

моя джочь рисует постоянно темными цветами, но меня это не особо смущает, так как она просто забывает вымывать кисточку и смешивает все цвета акварели в один, вот и получается что-то грязное. А если карандашами, то в основном красный, зеленый и желтый выбирает

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти


×
×
  • Создать...