Перейти к контенту
ЖЕНСКИЙ ФОРУМ

Рекомендуемые сообщения

Про эту методику я впервые прочитала на нашем форуме,я как то не озадачивалась ранним развитием своего ребенка и до полутора лет вообще не видела необходимости в посещении каких бы то ни было занятий. Пару недель назад я какой то внутренней чуйкой поняла что на занятия наб неплохо бы походить, в первую очередь для общения с детками в коллективе,т.к. мой ребенок не шибко общителен и на детской площадке общение у нас очень поверхностное. Еще не вспоминая что я читала про Монтессори я начала искать детский центр в своем городе и тот что меня устроил по расположению оказался именно центром Монтессори, почитав и освежив(да и углубив) знания об этой методике мы отправились на бесплатное занятие. Дочь и я впечатлились и заинтересовались. Регулярное посещение мы пока не наладили,с марта будем ходить,поэтому более полными отзывами поделиться пока не могу. Хотелось бы услышать мнения наших форумских мамочек о методике,может быть кто-то посещает или посещал? может кто-то дома практикует? Как успехи,как детки реагируют?

 

 

Ниже статья Константина Сумнительного

 

 

Свободный ребенок

 

 

Всех, кто бывает в настоящих группах Монтессори удивляет, что дети в них не только самостоятельны, но и свободны. Они не только перемещаются по групповой комнате, как хотят, но и берут с полок любой материал. С другой стороны никто не бегает, не кричит, все сосредоточено работают и после окончания занятия самостоятельно ставят все на место. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы, возникающее в группах Монтессори прямое следствие независимости, которую осваивает ребенок в ее детских садах в первые же месяцы. Она дает возможность ослабить социальные узы, ограничивающие активность ребенка. Получив навыки взаимодействия с миром, малыш открывается путь к внутренней дисциплине. Он упорядочивает свои волевые движения, учится концентрироваться на реальных предметах окружающей среды, из которых состоит дидактический материал, и через специальные уроки вежливости осваивает нормы человеческого поведения.

При этом ребенку не навязывается типичный взрослый стереотип, по которому хорошо быть тихим, по сути, пассивным ребенком и плохо быть активным, деятельным, а значит мешающим и раздражающим. В Монтессори группах активность поощряется и является необходимой, но она упорядочивается и направляется на осознанное освоение окружающей действительности. В группе всегда есть несколько простых правил, которые помогают поддержать коллективный порядок. В нем для нормальной работы заинтересованы все дети.

У Монтессори свобода не вседозволенность, а защита права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного решения. Ребенок воспринимается как личность, имеющая право на собственное мнение. Помню, какой шок пережила одна из проверяющих, сада Монтессори, когда ребенок на попытку помощи в его работе, попросил тетю отойти и не мешать. Отпор был дан без тени раздражения. Ребенок почувствовал ненужность и некомпетентность вмешательства и вежливо сообщил об этом. В аналогичной ситуации взрослые иногда бывают менее сдержаны.

В заключении - одна маленькая история, рассказанная в книжке американского последователя Монтессори. Однажды придирчивые и скептические посетители Монтессори-класса остановили одного из детей - маленькую девочку 7 лет - и спросили: “Правда, что в этой школе тебе позволено делать все, что хочешь?” “Я не знаю этого “ - осторожно ответила юная девица, - “но я знаю, что нам нравится то, что мы делаем!”

***

Самое большое удивление у посетителей групп, работающих по системе Монтессори, вызывает порядок в них.

- Да, у нас бы горох, положи мы его в доступное место, был бы не только по всей комнате, но и в ушах у детей. Что вы с ними делаете? Как поддерживаете дисциплину?

Посетители слегка успокаиваются, когда им на глаза попадается список правил, действующих в группе. Обычно, это воспринимается как методический прием, легко переносимый в любую группу дошкольного учреждения. Все почему-то забывают, что еще не умеющий читать малыш вряд ли сможет узнать, что там на бумаге написали взрослые. Для кого эти правила? Для детей, родителей, посетителей и, конечно же, учителей. Исключений нет, но если взрослые и старшие дети могут их прочитать, то с малышами все немного сложнее.

Правила были всегда и мой приятель, забывающий плохое хуже, чем я, вспомнил одно из правил своего детства. По форме это был стишок, навсегда засевший в его памяти, по содержанию выливавшийся в унизительную пытку.

Тихо, тихо говорить,

А то будут в душ водить.

И нарушителя порядка действительно отводили в маленькую темную и холодную душевую, где он стоял в одних трусиках и, по замыслу воспитателей, обдумывал житье свое и свои прегрешения. На самом деле было немного холодно и очень обидно.

Правила в Монтессори группе качественно другие. Сама идея, некоторых рамок удобной для всех жизни в группе, возникла из открытия М.Монтессори сензитивных периодов, в частности периода порядка. В это время ребенок крайне негативно реагирует на резкие изменения в окружающей его привычной среде. Эта психологическая особенность, стремление к упорядоченности и лежит в основе, вырабатываемых учителем и детьми правилах. Вот, например, как естественно рождается в группе правило говорить тихо. После выходных дней учитель предлагает всем детям одновременно рассказать о том, кто как отдыхал. Дети наперебой говорят. Потом учитель просит всех замолчать и спрашивает кого-нибудь из малышей, может ли он повторить чей-нибудь рассказ. Выясняется, что никто никого не слышал. Дети сами понимают неудобство такого общения. Учитель все время терпеливо напоминает о правилах и подчеркивает свое уважение к ним и готовность им подчиняться.

Каждый новый закон жизни группы это маленький шедевр педагогического и литературного таланта учителя. Ведь он должен предъявляться ребенку в понятной и позитивной форме. Любимые взрослые слова “нельзя” и “не должен” не засоряют их короткие тексты. Правил должно быть не очень много и все они подчеркивают уважение к работе в повседневной среде, к собственной и чужой работе, к личному и чужому рабочему месту, ответственность за материал и мебель группы. Бывает, что какое-либо правило не может органично войти в жизнь детей и все время нарушается, такое не сработавшее ограничение лучше отменить. Всегда можно подойти с другой стороны найти иной ракурс и предложить его в удобной всем формулировке.

Правила, со временем так входят в повседневность, что старшие дети обучают им вновь пришедших. Часто в группе Монтессори можно услышать от ребенка: “У нас так делать не принято. Давай я тебе покажу (расскажу) как надо”.

В лучших группах иногда удается видеть, как учитель отлучается на какое-то время. В группе же ничего не изменяется, все происходит также размеренно и тихо как при учителе, дети сосредоточенно работают; внутренний порядок, внутренняя дисциплина управляют ими.

 

 

 

***

В России свобода всегда понималась как вседозволенность, как разгул и анархия. Поэтому так много разговоров вокруг свободы в Монтессори группе. С одной стороны - не много ли ее, а с другой - где же она эта свобода?

Ответов на этот вопрос достаточно много от известной формулы о свободе, как осознанной необходимости, до тонкого разделения ее Э. Фромом на “свободу от” и “свободу для”. Первая ведет к разрушению и анархии, вторая предполагает созидательную творческую деятельность. В конечном счете, у Монтессори речь идет скорее о свободе для - для творческого саморазвития и самосовершенствования личности. Тем не менее, для Монтессори изначально это понятие чисто биологическое и означающее независимость, автономность субъекта.

И все же почему ребенок не дает выхода своим эмоциям и не переворачивает все в группе вверх дном? Попробуем взглянуть на свободу так как предлагала это сделать М. Монтессори и посмотрим что же получает использующий ее ребенок. Поговорим о плодах свободы.

Получая в Монтессори-группе свободу выбора материала с котором ребенок работает, партнера с которым может вступить во взаимодействие малыш полнее раскрывает свою личность. Он проявляет свои индивидуальные качества, может проверить как другие свободные люди реагируют на его действия и привычки. Свобода выбора помогает проявить то уникальное разнообразие, которое так любит природа. Она как художник, который так творчески плодовит, что никогда не повторяет себя. Разум ее-это особенное творение, строящее свою уникальную систему знаний. Каждый имеет индивидуальные способности, свойства, способ самовыражения, свой собственный метод организации опыта. Однако очень часто эти индивидуальные характеристики оказываются затуманенными, если не сказать перечеркнутыми, тем ,что в нашем обществе принято называть образованием - вместо того, чтобы сделаться более отчетливыми. Первое, что дает ребенку свобода - это снять эти абсурдные ограничения.

Второй подарок, который приносит ребенку свобода - это способность полной спонтанной концентрации, которая является внешним аспектом внутреннего развития. Эта удивительная концентрация, настолько абсолютна, что ребенок не замечает никаких других стимулов вокруг себя, таких как люди, музыка, шум, - также основывается на факте свободы выбора в сочетании с невмешательством учителя. Ни один учитель не смог бы настоять на таком сконцентрированном внимании. Но, увы, он слишком способен разрушить его путем излишнего вмешательства. Это концентрация, фундаментальная для развития, идет изнутри, и чтобы поверить в нее, ее надо видеть.

Кроме того, свобода, как ее трактует Монтессори. необходима для формирования сознательного послушания, которое добровольно выбирается, но не навязывается. Именно оно в дальнейшем преобразуется в готовность следовать разумным законам, что составляет одну из важных характеристик цивилизованного человека. Это ведет нас к следующему выводу: свобода тренирует волю ребенка.

Оппоненты Монтессори утверждали, что лучший способ сделать ребенка послушным и прилежным - это начать с подавления его воли. “Но что бы вы подумали о тренере, который, начиная занятия с юным спортсменом, ломает ему ногу, затем, чтобы сделать из него лучшего бегуна!”- спрашивала их Монтессори и всей своей педагогической практикой доказывала, что в действительности, единственное, что необходимо ребенку, так это не ломать волю,а укреплять ее.

Сильная воля и самоконтроль позволяют говорить о такой производной свободы, как высокое чувство ответственности за себя, за других и за всю группу в целом. Понятно, что, будучи сформированным, это качество не пропадает вне группы и проявляется в таких достоинствах человека, которые мы называем надежность и порядочность.

Следующие достижения свободы - трудолюбие и стремление к самосовершенствованию. По Монтессори эти тенденции генетически заложены в каждом человеке. Разумеется, они могут быть частично или полностью подавлены, но только не в Монтессори-группе, где детям не навязывают ни объект, ни время, ни ритм деятельности. Хорошо известен факт, что сознательное усилие по концентрации внимания вызывает усталость быстрее, чем когда в таком усилии нет необходимости. Работа, выбранная ребенком и выполняемая им без вмешательства, имеет свои собственные законы. Дети, если им позволено без помех завершить свой рабочий цикл, не устают.

С другой стороны, работа, совершаемая под принуждением, из чувства долга, приводит к апатии гораздо быстрее, чем та, где движущим мотивом является интерес. Никто не будет отрицать что, как правило, наиболее преуспевающие люди - это те, для кого их работа имеет величайшую привлекательность.

Фактически, тем, кто знает по опыту отношение к работе “свободных детей”, хорошо известно, что они предпочитают трудную работу. Ничто не надоедает такому ребенку так скоро, как необходимость заниматься тем, что он считает слишком легким. Один из американских педагогов рассказывал, как однажды случайно услышал следующую беседу при посещении Монтессори-группы: “Сегодня я покажу тебе новый вид арифметических задач”,- сказал учитель маленькой девочке. На что последняя спросила:- “Они трудные?” - “Да, конечно”,- ответил воспитатель. “О! Ура!”- воскликнул ребенок, хлопая в ладоши.

Ссылка на сообщение

ой, чот никого нет в темке. вообще, здесь есть мамочки, которые своих деток на такие курсы водили и у всех разный опыт:

1. понравилось,

2. не понравилось, хоть убей не могу вспомнить кто писал

3.скажем нейтральное, так как мнение было таково, что все это они и дома делают

по сему я сделала вывод, что дело не в методе, а в его преподнисении. зайти на сайт "школа семи гномов", забей монтессори и выпадут книги, что детские сады покупают.

 

в Америке раскрученный и дорогой бренд, в России тоже первый вариант, про второй не скажу, в Европе тишь и благодать, потому что на самом деле этих метод огромное количество и какая то здесь другая была, но опять же не помню.

Ссылка на сообщение

Таню,спасибо что зашла в темку.

Я за одно занятие сделала для себя вывод что это направление подходит все же для более спокойных деток,поактивничать можно,но все же тут более...эмм...созидательное что ли(фиг слово подберешь) направление деятельности. Может в результате наших посещений я поменяю мнение,но пока вот так.

Лично я никакой специально программы для Стаськи не подбирала,просто так получилось что нам кроме "Монтесориков"(так центр в Орле называется,податься больше некуда оказалось,вот и пошли :) Конечно все зависит от педагогов,если человек не умеет с дитём работать он хоть 100000 книг прочитает фиг он чему ребенка научит,даже по самой продвинутой программе :)

Ссылка на сообщение

Девочки, мы с 8 месяцев посещали школу Монтессори. Она нам много дала. Мой ребёнок очень общителен с другими детьми, она там начала танцевать, с восторгом туда шла.я не могу выделеть какие то конкретные навыки, но на ее общее развитие это повлияло положительно. Выдедеть могу разве что ее коммуникабельность и умение общаться и взаимодействовать с детьми. К 2м годам мы перестали в неё ходить - в младшей группе ей стало неинтересно, а в старшей она постоянно болела. Теперь мы ходим на музыкальные занятия, но это уже другая история...

Ссылка на сообщение

:) спасибо за отзыв.

Мы ходим 4й месяц, я очень довольна занятиями,дочь тоже с удовольствием идет. Но вот нам в плане общительности эти занятия никак пока не повлияли,дочь очень осторожна к любым новым контактам и с детками и со взрослыми,думаю это особенность характера и тут ни развивашки ни садик не изменят ситуацию.

А вот в плане навыков систематические занятия с хорошим педагогом дали реальный толчок,это видно и по умению работать с материалом на занятиях и в мелочах бытовых дома. Но тут важна атмосфера и педагог,т.к. мы один раз попали на отработку не в свою группу,не со своим педагогом, и это был тихий ужас...честно говоря попади я в эту группу я бы с ужасом клеймила все монтессори классы.

Ссылка на сообщение

Да, у нас была золотая педагог. Вот есть такие люди, которые именно с малышами рождены работать. Я сама видела,как другие педагоги работали в группе дневного ухода и сказала, что к другим мы не пойдём. Сейчас положила глаз на центр развития "отличные дети", у них такая же система как в Монтессори примерно, хочу сходить на занятия с дочкой. В дневной уход не плведу, т.к. педагоги чужие для нас и я слышала, как они кричали на детей. Мы живём в доме напротив и часто в магазин бегаем...а то доске очень скучно и одиноко в железнлводске без друзей.

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти


×
×
  • Создать...