Перейти к контенту
Женский форум

Диагностика готовности ребенка к школе


Рекомендуемые сообщения

Teм из Вас, кто старается присматриваться к детям и видеть не только внешнюю сторону хороших и плохих поступков, но и причины их появления, ясно, что только наблюдении, даже при большом внимании и любви к ребенку, недостаточно.

 

Каждая методика направлена на измерение очень узкого, специального качества - какого-то вида внимания, памяти, мышления ребенка. Нет методик, которые бы измеряли сразу все, нет методик, на основании которых Вы могли бы понять все в ребенке и дать общую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей его общения или стиля деятельности, его познавательных процессов.

 

Прежде всего необходимо запомнить несколько основных правил, без которых наша робота не будет успешной,

 

1. Обязательно обращайте внимание на инструкции к методикам. Помните, что если их выполнять неточно, содержание задания, а следовательно, и полученный Вами результат могут полностью измениться.

 

2. Многие методики требуют специального "стимульного материала", то есть карточек, текстов, картинок для предъявления ребенку.

 

3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Поэтому внимательно следите за тем, чтобы возраст детей совпадал с тем, для которого сделана данная методика. Некоторые методы можно использовать в розных возрастных группах, но при этом надо обращать внимание на инструкцию и способ подачи материала для каждого возраста.

 

4. Результаты, полученные Вами, также не могут быть одинаковы для разного возраста. Поэтому будьте внимательны при их интерпретации, обязательно сверяйте их с типичными для детей данного возраста. Помните и о том, что по данным только одной методики нельзя сделать вывод о "глупости" или отсталости, так же, как и об одаренности ребенка. Такой вывод может быть сделан только в том случае, если данные всех интеллектуальных тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.

 

Никогда не пытайтесь работать с детьми через силу, без их добровольного желания, Вы получите неверные результаты. Старайтесь также не упоминать, что Вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его, это приведет к напряженности, скованности и также нарушит объективность полученных данных. Можете включить обследование в процесс любой совместной деятельности, можно даже игровой, но только в том случае, если ребенок может и в процессе игры сосредоточиться, принять задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, Вы должны заинтересовать ребенка и добиться его внимания.

 

ТЕСТ КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

 

Бланк ответов

 

Наше первое задание предназначено для проверки у детей 5-7 лет:

 

- уровня концентрации внимания (количество ошибок),

 

- степени произвольной регуляции поведения (уменьшение количества ошибок после того, как появляется четкий критерий окончания работы),

 

- уровня волевой готовности (принятие инструкции и форма, в которой она принимается, - внешняя схема или внутренняя, словесная инструкция).

 

При проведении этого теста ребенку дают лист бумаги, на котором нарисован набор геометрических фигурок или букв, и просят зачеркнуть некоторые из этих символов определенным образом (слева направо, справа налево или крест на крест).

 

Вы узнаете, умеют ли дети слушать и принимать задание взрослого, владеть собой и регулировать свое поведение. Вы сможете оценить, легко ли они устают. Это задание во многом определяет, насколько дети готовы к школе, так кок все перечисленные качества входят в понятие "школьной готовности".

 

Подготовка к тесту

 

Прежде всего приготовим стимульный материал. Для детей, умеющих читать, это может быть просто один (большой) листок из книжки, без картинок/, с довольно крупными буквами. Для детей, которые читать не умеют, такой материал Вы можете сделать сами. Для этого на листе обычной бумаги (для пишущей машинки) Вам надо нарисовать примерно 30 рядов чередующихся геометрических фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и т.д., достаточно крупного размера (на одной строчке их должно быть около 20-25).

 

Необходимо также сделать образец на небольшом прямоугольном листе бумаги (примерно 30 на 10 см), на котором квадрат (или буква а) будет зачеркнут косой линией слева направо, круг (или буква о) - справа налево, треугольник (или буква ц) будет перечеркнут крест накрест.

 

Кроме того, при проведении теста вам понадобится секундомер или часы с секундной стрелкой.

 

Инструктаж

 

Ребенку можно сказать, что вы хотите проверить его силу воли, выносливость или память, можете просто поиграть с ним в школу. Вы говорите, что он должен внимательно просмотреть весь лист и зачеркивать фигурки (или буквы) так, как будет задано, после чего громко и внятно зачитываете инструкцию. Первоначальная инструкция для детей семи лет звучит так:

 

"Слушай меня внимательно, чтобы хорошо запомнить и не перепутать, какие фигурки надо зачеркивать. Рассмотри свой листок и зачеркни все, повторяю, все кружочки, наискосок справа налево, все квадраты - слева направо,

 

а треугольники крест накрест. Повторяю - все кружочки зачеркиваешь справа налево, квадраты - слева направо, а треугольники - крест накрест. Ты запомнил, что надо делать, повтори, пожалуйста, а потом начинай работать".

 

При объяснении шестилетним детям вы показываете образец, но при проведении теста его убираете. Пятилетки должны видеть образец и при выполнении задания.

 

Если ребенок не понял и просит повторить, сделайте это обязательно. Если Вы чувствуете, что ребенок не понял, но боится или стесняется спросить, повторите сами еще раз, без его просьбы. Вы должны быть уверены, что дети все услышали и поняли, Затем попросите ребенка повторить инструкцию, проверяя, правильно ли он запомнил, какую фигуру (или букву) он должен зачеркивать и как именно.

 

Проведение теста

 

Рекомендуем проводить этот тест индивидуально или с небольшими (не более 5-6 человек) группами детей.

 

Раздайте всем детям по листу корректурной пробы, на обороте которого напишите имя, фамилию, год и месяц рождения, дату и время начала работы.

 

Все дети начинают работать одновременно по вашему сигналу. Через минуту после начала роботы попросите детей провести вертикальную черту после того знака, который они отметили последним, и повторяйте эту просьбу по окончании каждой следующей минуты.

 

Если ребенок явно не справляется с заданием, путается, положите перед ним заготовленный образец.

 

Когда появляется много ошибок и пропущенных букв, а ребенок больше смотрит в окно, чем на листок, громко скажите:

 

"Ну все, ты устал, но тебе осталось поработать всего лишь еще одну минуту, а потом ты свободен". Детям 5-6 лет можно сказать, что осталось зачеркнуть еще одну строчку. После этого внимательно посмотрите, изменилась ли деятельность ребенка, повысилась ли его работоспособность.

 

Оценка и интерпретация результатов

 

При работе нужно наблюдать за ребенком и отмечать, через какое время начинает снижаться работоспособность. Ошибкой считается не только неправильно зачеркнутая, но и пропущенная буква или фигура.

 

Теперь поговорим о том, как интерпретировать полученные результаты. Прежде всего не забывайте, что эта методика многоплановая, то есть вы анализируете несколько психологических параметров. Один из самых важных - это уровень произвольной регуляции деятельности детей. Вы обращаете внимание, во-первых, на умение принять задание, а во-вторых на форму, в которой это задание принимается.

 

Дети, у которых не сформировано волевая готовность, то есть дети с низкой произвольностью, вообще не могут принять задание, отвлекаются даже при наличии образца, делают много ошибок уже в первые минуты работы, иногда даже начинают рисовать или раскрашивать фигурки. Только напоминание взрослого, его постоянный контроль способны вернуть их к работе.

 

Принимать задание и работать по образцу дети могут с 5-5,5 лет. Однако уже некоторые шестилетки и большинство детей 6,5-7 лет воспринимают и словесную инструкцию, при которой схемы деятельности "строятся" в сознании ребенка, и поэтому он не нуждается во внешних опорах и подсказках. Именно такой уровень оптимален для школы. Даже дети, которые в этом возрасте еще нуждаются в образце, в принципе готовы к обучению, так как они все-таки принимают Ваше задание. Просто им необходима дополнительная тренировка, особенно тренировка произвольного запоминания. Дети, которые не принимают задание в принципе, к учебной деятельности не готовы.

 

Не менее важный параметр - уровень концентрации внимания. Его характеризует прежде всего количество ошибок, которые делает ребенок.

 

Дети 5-6 лет могут проработать 4-5 минут. Для детей этого возраста нормой считают наличие 1-2 ошибок за минуту работы.

 

Через 5 минут работы у пяти, шестилетних (или 10 минут у семилетних) детей количество ошибок резко увеличивается, они начинают отвлекаться, именно в этот момент Вы и даете новую инструкцию (говорите, что осталось поработать всего одну минуту). После устранения неопределенности, когда дети понимают, что работа близка к окончанию, их деятельность должна нормализоваться, а появившиеся ошибки - исчезнуть.

 

Именно это умение концентрироваться, произвольно регулировать свою деятельность и сосредотачиваться необходимо не только для хорошей учебы в школе, но и для успешной деятельности вообще.

 

Этот тест показывает также и степень утомляемости, астеничности детей. Слабые дети очень быстро устают и начинают делать много ошибок не через 5-10 минут, как в норме, а уже через 2-3 минуты. Однако будьте внимательны и не путайте этих детей с детьми, у которых очень низкий уровень волевой готовности, так как астеничные дети в первую минуту задание принимают и начинают правильно зачеркивать фигуры, просто нарушение деятельности у них начинается раньше, в то время как у детей с низкой произвольностью ошибки, попытки ухода и отвлечения появляются с самого начала.

Ссылка на сообщение

Присоединиться к форуму

Вы можете написать сообщение, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, пожалуйста, войдите, чтобы написать сообщение со своего аккаунта.
Внимание: Написанные неавторизованными посетителями форума сообщения попадают на модерацию.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Восстановить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...