Перейти к контенту
ЖЕНСКИЙ ФОРУМ

Развитие речи малыша. Советы маме...


*Devochk@*

Рекомендуемые сообщения

Все родители с нетерпением ждут, когда же малыш произнесет свое первое слово? Тот, кто волею случая попадал в далекие страны, где язык окружающих был непонятен, вполне может понять чувства малыша, осваивающего азы родной речи.

 

6-12 месяцев

 

Детишки - настоящие полиглоты. Во всех странах мира малыши начинают говорить одинаково: "ба-ба", "да-да". За этими следуют и другие слоги. Со своим, пока ограниченным "словарным" запасом кроха управляется весьма лихо, жонглируя слогами. Хотя смысла в речи еще нет, ребенка увлекает ритм. Ну и, конечно, малыш обожает общаться. Если вы поддерживаете "разговор", кроха восторженно воркует.

 

Это важно!

 

Вы с нетерпением ждете первого слова. Ведь как хочется услышать из детских уст "мама-папа"! Для родителей - это наивысшая похвала. Действительно, так бывает часто - дело в том, что эти слова состоят из двух слогов. Но пожалуйста, давайте без обид, если малыш радостно говорит каждому взрослому "мама". Несмотря на то, что язычок уже подчинил себе непослушные звуки, смысл нередко остается за бортом. Кстати, часто дети в качестве первого слова выбирают имя любимой игрушки.

 

Ускоряем процесс.

 

Побольше разговаривайте с ребенком. О чем? Рассказывайте, что вы делаете, комментируйте все ваши совместные передвижения и манипуляции. Доверьтесь своей интуиции и выберите правильный тон. Очень важно не сюсюкать (во всяком случае, постоянно), четко выговаривать слова, чтобы ребенок на слух мог вычленять их из сплошного речевого потока. Не бойтесь погружения в детскую лексику: пока машина вполне может именоваться "би-би", а собачка - "ав-ав".

 

Что нам мешает?

 

Постоянный звуковой фон - непрекращающаяся, пусть и негромкая, музыка, долдонящее радио или телевизор - это слишком для неокрепшей детской психики. Пока ребенок еще не в силах различать голоса родителей и дикторские комментарии с экрана - все это для него сплошной гул.

 

Игры и книги.

 

Детишки любят "глупые" вопросы, например: "Где же наши пальчики? Вот они!" Тут вы нежно целуете маленькую ручку. Пришло время ласковых игр, народных потешек и присказок ("тянем-потянем", "сорока-воровка"). Первая книжка малыша должна быть с крупными четкими иллюстрациями, желательно, чтобы на странице было изображение одного простого предмета (мяч, тарелка, мышка).

 

Маме на заметку.

 

Девочки обычно произносят первое слово на пару недель раньше мальчиков. Однако уже к 9 месяцам все малыши начинают упражнения по освоению речи. Так что, если карапуз упорно молчит, посоветуйтесь с доктором - развитие каждого ребенка индивидуально.

 

12-18 месяцев

 

В этом возрасте малыш произносит четко и ясно свое первое настоящее слово. Правда, со смыслом иногда туговато - порой говоря "гав-гав", ребенок подразумевает все, что движется, от собачки до машины.

 

Это важно!

 

Умение систематизировать понятия - колоссальное достижение детского интеллекта малыша. Если ребенок уже различает мужчин и женщин, называя всех мужчин "папами", не расстраивайтесь. Это свидетельствует только о том, что мозг вашего крохи прекрасно развивается. Внимательно прислушивайтесь к детской речи - это так интересно! И пожалуйста, пока не поправляйте произношение малыша.

 

Ускоряем процесс.

 

Рецепт остается прежним: говорите, говорите, говорите. Только не стоит тренировать малыша, словно попугайчика: "Ну, скажи "баба", "деда", "киса..." Лучше постоянно комментируйте свои действия: "Сейчас я беру эту маленькую морковку и режу ее на кусочки". На детское эхо "ока" слова "морковка" реагируйте радостно, но затем четко повторите еще раз: "Морковка".

 

Что нам мешает?

 

Соотношение простое: много родительской критики - мало детской речи. Карапузу совсем не нравятся постоянные поучения, если ему все время говорят, что он неправильно произносит слоги. В такой ситуации дети ощущают себя неуверенно и, естественно, выбирают самый легкий ход - замолкают.

 

Игры и книги.

 

Пришло время познакомить малыша с рифмами. Крохам также очень нравятся эмоционально окрашенные игры: "По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам, в ямку - бух!" Стихотворный ритм рифм, близость с родителями доставляют ребенку массу удовольствия. Книжки по-прежнему должны быть с большими картинками по одной на странице, почти без текста.

 

Маме на заметку.

 

Если малыш в 16 месяцев не реагирует на вашу простую просьбу ("Дай мячик"), посетите доктора. Такой же совет актуален и в случае, если ребенок еще не произнес своего первого слова. Это может свидетельствовать о том, что кроха плохо слышит.

 

Около 2 лет

 

Детишки могут произносить уже около 50 слов. Результат, который вполне достижим: ребенок сам составляет первые простые предложения ("Оля ест", "Мама тут"). Теперь малыш может уже задавать вопросы, часто только одним словом выделяя вопросительный слог: "Па-па?" Время "тайного" разговора между родителями и ребенком в прошлом, теперь даже посторонние понимают, что именно хочет сказать кроха.

 

Это важно!

 

Еще раз хочется подчеркнуть, что развитие речи - процесс сугубо индивидуальный. Некоторые малыши начинают сразу говорить не спотыкаясь, без сучка и задоринки, другие сначала нарабатывают словарный запас. В этот период вам надо разобраться: понимает ли кроха, какие действия проистекают из произнесенных слов? Ответ положительный, если в качестве реакции на вопрос: "Хочешь спать?" карапуз берет свою пижамку.

 

Важно: если ваш ребенок - молчун, ему нужно еще больше совместных разговоров!

 

Ускоряем процесс.

 

Успешное освоение речи находится в прямой связи с мелкой моторикой кистей. Дело в том, что в мозгу области, отвечающие за эти функции, располагаются рядом. Стимулируя одну, вы тем самым развиваете и другую. Поэтому предоставьте карапузу больше возможностей для развития моторики: пальчиковые игры, лепка, рисование карандашами и самими пальчиками. Очень полезно катать и перебирать маленькие шарики и бусинки (следите, чтобы кроха не проглотил яркую бусинку). Очень полезно качаться на качелях и укачивать малыша перед сном - центр поддержания равновесия располагается в мозгу рядом с центром развития речи.

 

Что нам мешает?

 

Не сравнивайте успехи собственного ребенка с достижениями других детей. Одобрение и поддержка гораздо действеннее язвительного укола: "Смотри, а Ваня уже это слово хорошо говорит". Ваш малыш вступил в период осознания себя как личности, а выразить свой протест он пока умеет только словом "нет" или просто замкнуться в молчании. Зачем вам конфликты?

 

Игры и книги.

 

Пришло время ролевых игр: дети очарованы теми горизонтами, которые открывают им возможность попробовать себя в новом амплуа. Книжки с четкими картинками уже должны содержать небольшие истории или иллюстрировать понятные сюжеты (например, стройплощадка, ферма, магазин).

 

Маме на заметку.

 

Словарный запас ребенка пока невелик - так что определенные трудности в общении неизбежны. Поэтому малышу обязательно понадобится ваша помощь. Если ребенок произносит некоторые слова коряво, но посторонние их все равно понимают, не пускайте дело на самотек. Приложите все усилия - сейчас самое время оттачивать правильное произношение. От этого зависит, насколько полноценно ребенок будет общаться со сверстниками и воспитателями в детском саду.

 

Третий год жизни

 

"Трещотка" - так можно характеризовать большинство малышей этого возраста. Предложения вылетают из детского ротика без остановки. Ребятишки уже не просто составляют предложения, они уже сыплют мини-рассказами. "Вот собачка, она сидит в машине". Словарный запас увеличивается день ото дня. Ребенок уже осознает понятие "Я" и говорит не: "Саша хочет есть", а "Я хочу кушать". Язычку по силам такие сложные звукосочетания, как "кн", "гр", "вс".

 

Это важно!

 

Четкое соблюдение правил грамматики пока отложите на будущее. Не акцентируйтесь на ошибках и уж тем более, умиляясь, не вводите в семейный лексикон забавные слова-ошибки. Иначе рискуете до школы называть пингвина "пинглином".

 

Ускоряем процесс.

 

Слушайте! Говорите! Предоставьте лидерство папе - у мужчин часто открывается особый талант настраиваться на разговорную волну. Кроме того, папы в силу объективных причин проводят с ребенком меньше времени и потому хуже понимают, что хочет сказать малыш. Это еще одна причина для крохи говорить четче.

 

Что нам мешает?

 

Постоянные поправки нервируют всех, а уж карапузов тем более. Пока еще процесс освоения речи напрямую связан с желанием говорить. Для начала ребенок хочет быть для вас самым любимым и лучшим, а уж потом чему-то научиться...

 

Игры и книги.

 

Читайте побольше вслух, можно приобрести аудиокассеты со сказками или самой начитать на магнитофон волшебные истории. Читая, внимательно следите за реакцией крохи - сразу же останавливайтесь, если он захочет что-то спросить.

 

Маме на заметку.

 

Если ребенок еще произносит некоторые звуки недостаточно четко, обратитесь к логопеду - он разработает специально для малыша комплекс упражнений, или приобретите специальную литературу, благо сейчас ее достаточно.

Ссылка на сообщение

Девочки,а если ребенку год и 5. Предложений не стороит да и 50 слов мы вряд ли говорим. Это причина для бесспокойства или в пределах нормы?

нормально все не переживай говорит мама папа и пр..

к 2 годам и словосочетаниями заговорит)))

Ссылка на сообщение

Девочки,а если ребенку год и 5. Предложений не стороит да и 50 слов мы вряд ли говорим. Это причина для бесспокойства или в пределах нормы?

нормально все не переживай говорит мама папа и пр..

к 2 годам и словосочетаниями заговорит)))

Меня подруга напугала,что если ребенок не говорит в 1.6 40-50 слов,то это слабое развитие мозга и нужно принимать дорогостоящие лекарства,в общем напугала меня так,что я ночь не спала,вроде не первый ребенок,но перепугалась не слабо.

Ссылка на сообщение

Я бы не стала умение говорить выделять в главное умение ребенка: кроме говорения есть еще масса показателей, которые расскажут о степени развитии малыша.

Что значит слабое развитие мозга?????? Как такое вообще можно говорить не имея никаких оснований (малоговорение - это не основание!!!)

Ссылка на сообщение

Я бы не стала умение говорить выделять в главное умение ребенка: кроме говорения есть еще масса показателей, которые расскажут о степени развитии малыша.

Что значит слабое развитие мозга?????? Как такое вообще можно говорить не имея никаких оснований (малоговорение - это не основание!!!)

на медик по образованию,правда кардиолог))) Я тоже хочу думать и надеюсь,что если ребенок не говорит положенное количество слов то он не тютю,по крайней мере она понимает все что я ей говорю и что требую от нее. Если что-то прошу принести,отнести,ползвать кого-то она выполняет,но вот ее зовут Таня,она себя называет тятя, и все дети у нее тати,говорю покажи где Полинка она показывает,а прошу позови Полинку она зовет татяяя,говорю это не татя,татя это ты,а то Поля,а она все равно зовет ее татя,хотя осознает и понимает что Поля. Во закрутила как я))) И вот как ее научить называть слова? Иногда кажется что был бы попугай он бы уже заговорил)))

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти


×
×
  • Создать...