Перейти к контенту
ЖЕНСКИЙ ФОРУМ

Я САМ!


Baby_dream

Рекомендуемые сообщения

Моему сыну полтора годика. Недавно мы начали замечать, что он хочет что-то делать сам. Нет, ну ножками мы конечно по-прежнему отказываемся ходить и пытаемся весь день ездить на маме :225: ...но... Пытается одеть штаны сам, не всегда, но бывает. Пытается есть сам ложкой суп иногда. Пьет самостоятельно из кружки. Но стала замечать за собой вот что... Я ему не даю есть суп с ложки. Почему? Потому что суп проливается, и потом надо ребенку одежду менять и вытирать пол-палас-диван-стол :D То есть получается, что мне жалко мебели (?) и своего времени (?). Наткнулась на статью внизу из КП (весь день читаю газету на работе, очень занята сегодня :D ) И поняла...что надо менять отношение. У нас как-раз на подходе время "Я САМ". Вот взяла статью на вооружение и делюсь с вами ))))

 

Как "справиться" с детской самостоятельностью, рассказывает [детский психолог] Амир Тагиев

 

ВОПРОС

Здравствуйте, Амир! Моей дочке 1 год и 10 месяцев. Она, как и многие дети, стремится к самостоятельности - сама кушать, одеваться, раздеваться. Конечно, у неё не всё получается, поэтому иногда чуть-чуть я помогаю (насколько она позволяет). Если кушать и одеваться она позволяет помочь, то раздевается исключительно сама! И, если не получается, то начинает сильно реветь. На уговоры и предложение помочь получаю отказы и ещё больший рёв. В итоге я снимаю сама ту часть одежды, которую она не могла снять, успокаиваю её, а потом предлагаю самой раздеваться дальше. И так после каждой прогулки. Пытаюсь объяснить ей, что просить помочь - это ничего страшного, и не ущемляет её самостоятельности. Но пока что результатов нет. Подскажите, пожалуйста, что делать в таких ситуациях?

Спасибо. Елена.

 

ОТВЕТ

 

Желание сделать все самому - это отличное желание! И родителям бы только радоваться, но, к сожалению, часто нет времени или возможности ждать, пока дите полчаса проковыряется с пуговицей на куртке, не хватает терпения 40 минут наблюдать, как деточка натягивает колготки наизнанку. И тогда мамы-папы из лучших побуждений, стараясь помочь и облегчить жизнь чада, делают все сами. Но этим вы, к сожалению, не помогаете.

 

Есть такое понятие, как круг обязанностей ребенка. Это те вещи, те дела, которые малыш может сделать сам, без вашей помощи. Чистить зубы, переливать из кувшинчика в свою чашку, мыть свои игрушки в ванной, застегивать липучки на ботинках. Потом это будет кнопка в лифте и на домофоне, вырезание печенья формочками и так далее. И постарайтесь оставить без своей помощи этот самый круг обязанностей, ведь за его пределами миллион дел, которые чадо не сможет сделать без вас.

 

В 2 года ребенок уже может сам застегивать и расстегивать молнию, снимать сам одежду. Еще он способен надевать колечки на палочку, а значит можно приступать к застегиванию и расстегиванию пуговиц.

 

Всеми силами содействуйте этому "Я сама!" А в ваших силах пораньше прийти с гуляния, чтобы осталось время на самостоятельное раздевание. Вы можете пораньше начать собираться на улицу, чтобы дочка смогла сама ковыряться с застежками столько времени, сколько ей нужно.

 

Это порой непросто, но постарайтесь не раздражайться, не беситься, если ребенок долго копается, а, наоборот, поддерживайте!

 

Из вашего письма я понимаю, что проблема не в том, что дочка не желает просить о помощи, ведь она позволяет ей помогать в некоторых других случаях. Значит, помощь она принимает.

А плачет потому, что у нее что-то не получается. И ей очень важно, чтобы получилось у нее самой, а не с вашей помощью!

 

Пуговка никак не хочет нырять в петельку...

 

Что делать:

1. Выяснить и понять, что именно у нее не получается в процессе раздевания. Снять ботинок? Расстегнуть молнию? Пуговицу? Надеть высокие штаны с грудкой? Когда выясните, попробуйте в режиме домашней игры, задолго до сборов и выхода на улицу, поэкспериментировать, отработать, порепетировать. Есть полезные игрушки: ботинок, на котром можно завязывать шнурки, липучки, мини-курточка, на которой есть веревочки, пуговицы, кнопки и молнии. Они могут вам пригодиться.

 

2. Не фокусируйте внимание на том, что у нее не получается. И когда не получается, не говорите: "Давай, я сама, давай помогу!" Потому что помощь родительская может ребенком по-разному восприниматься.

Лучше подсказать, как сделать. Дать совет. Понимаете разницу? Не отобрать молнию, которую сейчас дочка расстегивает, а подсказать, куда тянуть, за что держать. И обязательно подбадривать: "Сейчас у тебя все получится! Вот-вот ты уже правильно делаешь! Ты молодец!"

 

3. Ваша задача не бросаться помогать, как только увидели, что ребенок с чем-то не справляется,

а быть рядом, чтобы в тот момент, когда дочь скажет "помоги", вы оказались поблизости и помогли! Так что, пока она учится и пытается сама разобраться с молнией, сидите рядом.

 

4. Вы пишите, что сначала сами снимате с нее ту часть одежды, с которой она не справляется, потом успокаиваете... А вот вам вариант получше: Снимайте с нее ту часть одежды, с которой она не справляется, но с подробными комментариями: чтобы расстегнуть, надо пуговицу вытащить из петельки, чтобы снять ботинки, нужно сначала расстегнуть липучку, потом расстегнуть молнию... После этого одевайте дочку. И предложите попробовать раздеться также самой. А чтобы она не плакала, когда вы помогаете, заранее предупредите, что сейчас покажете, а потом снова все-все наденете, и она снимет сама!

Ссылка на сообщение

В Монтессори есть хороший принцип - "помоги мне это сделать самому" - вот по нему и стараемся жить!

Мы выделяем два наиболее важным момента в общении с нашими детьми:

1. Мы обычно младшего спрашиваем, давая ему возможность решить самому - нуждается ли он вообще в помощи или нет. Потому что, есть такие моменты, когда ребенок может плакать не от того, что у него не выходит что-то самостоятельно, а от того, что уже этим фактом он расстроен и нуждается в утешении, в первую очередь. Получив психологическую поддержку, ребенок может больше уверовать в свои силы и повторив действие, сделать все правильно. А если ребенок хочет, чтобы ему помогли и готов эту помощь принять, то мы как раз и помогаем ему сделать это самостоятельно) Из самого простого - обхватить ручку малыша и сделать действие правильно вместе с ним, чтобы он прежде запомнил ощущения правильности, ну и конечно комментарий - тут автор статьи прав, нужно комментировать действия, только я считаю, что эти действия должны быть совместными " мы просунем пуговку в петельку, мы возьмем вот это и потянем вот сюда" и т.д....

2. Но есть еще один очень важный момент - это самое ощущение правильности - это сугубо индивидуально!!! Только сама личность, индивид, может знать и чувствовать - как ему правильно, пусть это даже ребенок, поэтому не лишне дать право решить малышу самому в тех вопросах, где это возможно на данном возрастном этапе- что для него правильно! Самостоятельность - это чувство, ей нельзя научить, это надо прочувствовать, ибо в купе с этим понятием идет следующая ступенька - ответственность за принятое решение. Если мы лишь научаем ребенка самостоятельности, не давая возможности это чувствовать, то ответственности в нем не взрастим.

Ссылка на сообщение

Ох, как же это сложно - сидеть и смотреть, пока ребёнок что-то "сам". А ещё сложнее не давать сердобольным бабушкам и дедушкам помочь "бедолаге", при этом не уронив их в глазах ребёнка. Но результат того стоит. В нашем случае это "нестандартное" мышление. Но вот есть у нас одно "но". Как только у ребёнка что-то начинает получаться, он тут же перестаёт это делать сам и требует, чтобы это опять делали мы. Причём, отказываться не получается. Он этого просто не делает и всё. Не одевается (то есть сидит без гулянки), не ест (то есть сидит голодный), руки не моет и т.д. Как быть в таких случаях?

Ссылка на сообщение

Анют, как и во всех других - искать причину. Ребенок не делает \делает что-то "из вредности" - нет в нем этой вредности, у него точно есть причины для этих действий.Я вот сейчас за очередную, на мой взгляд, чудесную книгу принялась - Секретный мир детей Марии Осориной, думаю, что ждет меня очень много "открытий". Анют - почитай, пока еще есть время до рождения малыша. Если я чего полезного вычитаю - приду расскажу.

Ссылка на сообщение

Нам с мужем кажется, что всё дело в потере интереса. Он добился своего, освоил что-то новое, всё. Ему это уже не интересно. Как поддержать интерес, мы ещё не поняли. Кроме похвалы ничего в голову не приходит, а похвала действует только на стадии изучения. Из того, что он делает сам у нас только чистка зубов и мытьё пузика (только пузика :)). Ещё иногда ест сам, если что-то ну очень вкусное.

Ссылка на сообщение

У меня дочка выборочно сама все делает ))) нам 4.5 года... Одеваться и раздеваться - это ей всегда лень ))) любит чтоб мама повозилась....

кормить ее с ложки ? - это наказание ! она же взрослая уже ))))

Ссылка на сообщение
Она, конечно, описала подушку. И, пока мама не видит, снимает ее и норовит утащить в ванную!

 

так к чему я все это, можно ли это отнести к самостоятельности и нужно ли пресекать такие действия ребенка? Мне кажется, что нет.

Изменено пользователем Nadinka
удаление рекламной ссылки
Ссылка на сообщение

Сейчас мое чудо в этой стадии "я сам" ) В саду говорят он тоже стал более самостоятельный, уже многое умеет и сам все делает ) Для меня главное, что он хоть самостоятельно одеваться после сада начал )

Ссылка на сообщение

Согласна, грязи хоть и стало больше, но меня не может не радовать, что мой ребенок сам что-то пробует, учится, развивается с моей помощью и в саду очень помогают наши воспитатели ))) А грязь - это такие мелочи )))

Ссылка на сообщение

ООО, у нас сейчас все Я САМААА, и вот надо нам быстренько в садик с утра собираться, так мы ждем пока оденется СаМА наша девочка, так это ж потом "Правильно?" естественно что-то бывает одето наизнанку или задом наперед, и вот мы все ждем пока САМА ))

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти


×
×
  • Создать...